Бахтырло и ангуша

Жил в одном селении человек по имени Бахтырло. Худо жил, никуда не годно жил. У соседа его, Сямсая, целое стадо овец возле дома паслось – что ни год, то каждая овца по четыре ягненка рожает. Круглый год Сямсай одним мясом питается. Богатство великое у Сямсая! А у Бахтырло – шаром покати. Из домашней скотины – одни вши, из еды – репа да вода.

А однажды и репа закончилась. Нечего Бахтырло в рот положить, нечем живот усладить. Пошел он к соседу своему.
— Сямсай, а, Сямсай! Нечего есть у меня дома, дети с голоду пухнут, жена ругается –поедом ест. Дай хоть репы немного!
— Ты, Бахтырло, — говорит богатый Сямсай, — рехнулся что ли? Вроде не стар еще! Откуда ж у меня репа? Сроду я не ел эту пакость, которая в земле нарождается, и дети мои есть не будут. В семье моей питаются только мясом!
— Ну, дай мяса!
— Ишь, чего захотел! Точно ведь рехнулся ты, Бахтырло! Как же я тебе, бедняку, мяса дам, коли ты его раз в десять лет видишь? Вот ты, когда последний раз мясо ел?
— Да уж лет семь назад…
— Вот. Через три года приходи.
— Так ведь не доживу я!
— А мое какое дело?

Почесал Бахтырло затылок и спросил:
— Может тебе чего нужно, Сямсай?
— Все у меня есть. Все! Что ты можешь мне дать?
— Давай службу тебе какую-нибудь сослужу.
— Службу?.. – задумался Сямсай. – А вот службу можно… Поймай мне ангушу! Живую! Тогда, может, и мяса дам.
— Ангушу?!

Делать нечего. Пошел Бахтырло к Черным горам, в которых ангуши водились – страшные, клыкастые, жуть! Старики говорили, что тот, кто сумеет ангушу поймать – всю жизнь в достатке и счастье жить будет, как и потомки его.

Из одежды на Бахтырло – старая рубаха да шаровары, а ноги – босые, из оружия – дедов бронзовый нож. Приходит Бахтырло к Черным горам, видит большую пещеру. У входа костей человечьих – видимо-невидимо, черепа так и зыркают пустыми глазищами. Чувствует Бахтырло как душа его от страха к кончикам пальцев подбирается. Однако делать нечего – надо изловить ангушу, чтобы Сямсаю отнести и детей накормить.

Заходит Бахтырло внутрь пещеры. Темно в ней, не видно не то, что чудища страшного, но даже малого муравья. Только в нос бьет запах мяса гнилого – человечьего. Через некоторое время увидел Бахтырло свет и пошел на него. Пришел. Смотрит вверх, а там отверстие, откуда солнце светит. Глянул вниз – а там большое гнездо из человечьих костей. В гнезде сидит дитя ангуши величиной с барана и от голода пищит. Смилостивился Бахтырло над ангушиным дитем: взял нож бронзовый и отсек кусок мяса от левого бедра. Кинул мясо ангуше и тот поел.

Посадил Бахтырло ангушу на спину и понес его богатому Сямсаю. Долго ли шел, коротко ли, как вдруг говорит ангуша:
— Бахтырло, а Бахтырло! Проголодался я, накорми меня!
— Так ведь я тебя недавно кормил, целый кусок мяса от левого бедра отрезал.
— А ты от правого отрежь!
Тяжело вздохнул Бахтырло, но отрезал кусок мяса от своего правого бедра и накормил ангушу. Идет дальше бедный Бахтырло, кровью истекает. Через какое-то время снова говорит ему ангуша:
— Бахтырло, а Бахтырло! Проголодался я, накорми меня!
— Отрезал я тебе кусок мяса от левого бедра, отрезал от правого. Нет у меня больше бедер!
— А ты отрежь левую руку!
Вспомнил Бахтырло про детей малых да голодных, которые дома сидят, и отрезал себе левую руку, накормил ангушу.

Пришли, наконец, Бахтырло с ангушей к дому богача Сямсая.
— Сямсай! – кричит Бахтырло. – Выходи! Я тебе ангушу принес!
Выбежал Сямсай из дома радостный. Давай Бахтырло благодарить: дал ему мяса сырого, дал ему мяса сушеного, дал ему мяса копченого, да еще трех живых овец с бараном в придачу. Вернулся Бахтырло домой и накормил жену с детьми.

С тех пор у Бахтырло дела пошли хорошо, хозяйство поднялось, овцы появились – большое-пребольшое стадо. А у Сямсая наоборот – дела шли хуже некуда и хозяйство хиреть начало. Маленький ангуша каждый день по овце съедал, а как подрос, так не меньше трех! В конце концов, ангуша съел всех овец Сямсая, а потом и его с семьей заодно, после чего вернулся в родную пещеру.

А Бахтырло жил-поживал, не зная горя. И дети его хорошо жили, и внуки, и правнуки. Правильно старики говорили: кто ангушу поймает, тот всю жизнь в достатке и счастье жить будет, как и потомки его.

Поделиться в:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*